Блог - Исследования, опросы, эксперименты

Зефирный эксперимент

Первым «зефирным» тестом было исследование, проведённое Уолтером Мишелем и Эббе Б. Эббесеном в Стэнфордском университете в 1970 году.

Целью первоначального исследования было понять, когда у детей развивается способность отложить удовлетворение, то есть умение ждать, чтобы получить то, что хочется.

Детей проводили в комнату без отвлекающих факторов, в которой угощение по их выбору (печенье Орео, маршмеллоу, крендель) было поставлено на стол. Исследователи разрешали детям съесть лакомство немедленно, но им обещали удвоить вознаграждение при условии, если они смогут ждать 15 минут, не поддавшись на искушение. Мишель наблюдал, что некоторые дети прикрывали глаза руками или поворачивались так, чтоб не видеть угощение, другие колотили по столу или теребили волосы, или играли с маршмеллоу, как будто это было крошечное чучело, а другие просто съедали лакомство сразу, как только исследователи уходили.

Из более чем 600 детей, которые принимали участие в эксперименте, большинство съели сладость сразу. Тех, кто смог ждать достаточно, чтобы получить двойное угощение, оказалась примерно треть. Определяющим фактором отложенного удовольствия был возраст.

Испытуемыми были 16 мальчиков и 16 девочек, посещающих детский сад Bing Nursery School Стэнфордского университета. Результаты троих участников были устранены из-за их неспособности понять инструкции. Возраст детей — от 3 лет и 6 месяцев до 5 лет и 8 месяцев (при этом средний возраст составил 4 года и 6 месяцев). 8 исследователей (4 мужчин и 4 женщин) были распределены случайным образом в каждом из четырёх условий эксперимента. Для каждого условия каждый экспериментатор тестировал двоих мальчиков и двух девочек во избежание эффекта систематического смещения в зависимости от пола экспериментаторов.

Условия

  1. Немедленная (менее предпочтительная) и замедленная (более предпочтительная) награды находились перед ребёнком и были доступными для наблюдения
  2. Обе награды были скрыты от ребёнка
  3. Ребёнок мог видеть только двойное (отложенное) вознаграждение.
  4. Ребёнок мог видеть только обычное (немедленное) вознаграждение

В последующих исследованиях Мишель обнаружил неожиданные корреляции между результатами зефирного теста и жизненными успехами детей много лет спустя. Первое контрольное исследование в 1988 году показало, что «дети дошкольного возраста, которые были способны растянуть удовольствие подольше, были описаны более чем через 10 лет своими родителями, как подростки, которые были значительно более компетентными». В 2011 году было проведено томографическое исследование мозга участников эксперимента, когда они достигли середины жизни. Основные различия между лицами с большим временем задержки и лиц с меньшим временем задержки в двух областях: в префронтальной коре (более активны у участников с большим временем задержки) и вентральный стриатум (области, «ответственной» за пристрастия), когда они пытались контролировать свою реакцию на заманчивые соблазны.

Как полагает команда, новые данные показывают, что личностные особенности, возникающие у человека в раннем детстве, оказываются важнейшей частью фундамента будущего профессионального успеха.
Ссылки:
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зефирный_эксперимент
  2. Mischel W., Ebbesen E. B., Zeiss A. R. Cognitive and attentional mechanisms in delay of gratification. (англ.) // Journal of personality and social psychology. — 1972. — Vol. 21, no. 2. — P. 204—218.