В 1957 году Харлоу начал свой знаменитый – точнее говоря, печально известный – опыт с участием макак-резус, призванный продемонстрировать эффекты любви. Эта работа ученого не только оказала огромное влияние на мир психологии, но и сыграла ключевую роль в изменении подходов к уходу за детьми, используемых в учебно-воспитательных учреждениях, таких как детские дома,центры социального обслуживания и агентства по усыновлению.
Харлоу не верил в то, что взаимоотношения между матерью и ребенком зарождаются на почве потребности живого существа утолить голод и жажду и избежать боли. Чтобы описать и классифицировать чувство привязанности, ученый провел ряд экспериментов с детенышами макак-резус. Детеныши приматов рождаются более развитыми, чем младенцы, и так же, как человеческие дети, умеют выражать некоторые эмоции и нуждаются в заботе и уходе.
В одном из своих самых знаменитых опытов Харлоу изготовил двух суррогатных «мам» для детенышей макак-резус. Этих малышей он забрал у настоящих обезьян через несколько часов после рождения и сразу подсадил к искусственным мамам. Одни были сделаны из мягкого плюша, но покормить детеныша не могли, а ко вторым, смотанным из проволок, были приделаны бутылочки с молоком. По наблюдениям Харлоу, малыши проводили с проволочной «мамой» ровно столько времени, сколько требовалось для насыщения, а все остальное время сидели, прижавшись к приятной на ощупь, теплой и мягкой плюшевой «маме». Такое поведение однозначно доказывало, что макаки нуждались не только в удовлетворении физиологических потребностей и это связь матери с младенцем не следует сводить к эффекту грудного вскармливания.
Затем Харлоу поделил обезьян на две группы: первая проводила все время с плюшевой «мамой», а вторая – с проволочной. В обеих группах детеныши потребляли одинаковое количество молока и росли одинаковыми темпами, но в их поведении отмечались существенные различия, которые психолог также объяснил эффектом эмоциональной привязанности к плюшевой «маме» и отсутствием такого эффекта у тех особей, чья «мама» была проволочной.
Психолог продолжил свои эксперименты с применением абсолютно негуманных методов. Решив проверить истинность пословицы «лучше поздно, чем никогда», он на целых восемь месяцев изолировал новорожденных макак-резус, полностью лишив их контакта с другими обезьянами, и даже с суррогатными «мамами». Ученый повторял этот опыт с разными сроками, в течение которых детеныши жили в абсолютном одиночестве, и в итоге пришел к выводу, что синдром лишения матери фактически можно нейтрализовать, при условии, что детеныш макаки был отлучен от матери не дольше трех месяцев, а человеческий младенец – не дольше полугода.
Конечно, исследования Гарри Харлоу были весьма противоречивы в выборе методик, а по современным меркам они просто бесчеловечны, однако, как уже было отмечено, его открытия оказали огромное влияние на работу учебно-воспитательных заведений, агентств по усыновлению, детских домов и социальных служб. Харлоу весьма убедительно доказал, что привязанность и любовь – обязательные компоненты нормального развития ребенка, а лишение матери наносит ему непоправимый эмоциональный ущерб. Его опыты сыграли ключевую роль в разработке методов реабилитации подвергшихся жестокому обращению и беспризорных детей, а еще они однозначно доказали, что для эмоционального и психического благополучия детей усыновление, без всяких сомнений, представляет собой более предпочтительный вариант, нежели отправка в детское учебно-воспитательное учреждение.
Харлоу не верил в то, что взаимоотношения между матерью и ребенком зарождаются на почве потребности живого существа утолить голод и жажду и избежать боли. Чтобы описать и классифицировать чувство привязанности, ученый провел ряд экспериментов с детенышами макак-резус. Детеныши приматов рождаются более развитыми, чем младенцы, и так же, как человеческие дети, умеют выражать некоторые эмоции и нуждаются в заботе и уходе.
В одном из своих самых знаменитых опытов Харлоу изготовил двух суррогатных «мам» для детенышей макак-резус. Этих малышей он забрал у настоящих обезьян через несколько часов после рождения и сразу подсадил к искусственным мамам. Одни были сделаны из мягкого плюша, но покормить детеныша не могли, а ко вторым, смотанным из проволок, были приделаны бутылочки с молоком. По наблюдениям Харлоу, малыши проводили с проволочной «мамой» ровно столько времени, сколько требовалось для насыщения, а все остальное время сидели, прижавшись к приятной на ощупь, теплой и мягкой плюшевой «маме». Такое поведение однозначно доказывало, что макаки нуждались не только в удовлетворении физиологических потребностей и это связь матери с младенцем не следует сводить к эффекту грудного вскармливания.
Затем Харлоу поделил обезьян на две группы: первая проводила все время с плюшевой «мамой», а вторая – с проволочной. В обеих группах детеныши потребляли одинаковое количество молока и росли одинаковыми темпами, но в их поведении отмечались существенные различия, которые психолог также объяснил эффектом эмоциональной привязанности к плюшевой «маме» и отсутствием такого эффекта у тех особей, чья «мама» была проволочной.
Психолог продолжил свои эксперименты с применением абсолютно негуманных методов. Решив проверить истинность пословицы «лучше поздно, чем никогда», он на целых восемь месяцев изолировал новорожденных макак-резус, полностью лишив их контакта с другими обезьянами, и даже с суррогатными «мамами». Ученый повторял этот опыт с разными сроками, в течение которых детеныши жили в абсолютном одиночестве, и в итоге пришел к выводу, что синдром лишения матери фактически можно нейтрализовать, при условии, что детеныш макаки был отлучен от матери не дольше трех месяцев, а человеческий младенец – не дольше полугода.
Конечно, исследования Гарри Харлоу были весьма противоречивы в выборе методик, а по современным меркам они просто бесчеловечны, однако, как уже было отмечено, его открытия оказали огромное влияние на работу учебно-воспитательных заведений, агентств по усыновлению, детских домов и социальных служб. Харлоу весьма убедительно доказал, что привязанность и любовь – обязательные компоненты нормального развития ребенка, а лишение матери наносит ему непоправимый эмоциональный ущерб. Его опыты сыграли ключевую роль в разработке методов реабилитации подвергшихся жестокому обращению и беспризорных детей, а еще они однозначно доказали, что для эмоционального и психического благополучия детей усыновление, без всяких сомнений, представляет собой более предпочтительный вариант, нежели отправка в детское учебно-воспитательное учреждение.
Ссылки:
- Пол Клейнман «Психология. Люди, концепции, эксперименты», 2012 - 282 с.
- https://psychclassics.yorku.ca/Harlow/love.htm/