Блог - Исследования

Чудовищный эксперимент

Чудовищный эксперимент — экспериментальное исследование влияния оценочных суждений на беглость речи у детей, проведенное в Университете Айовы (США) в 1939 году. Было выполнено Мэри Тюдор под руководством Уэнделла Джонсона и при участии С. Оберманна. Данный эксперимент приобрел популярность и свое название в связи с тем, что у здоровых детей-участников намеренно были выработаны нарушения речи, сохранившиеся у них после окончания исследования.

Уэнделл Джонсон с 5-6 лет стал испытывать проблемы с речью, у него появились симптомы заикания. Это подтолкнуло его к поступлению в Университет Айова, где находился самый известный центр исследований дефектов речи, в частности заикания.

Когда Джонсон начал обучаться и работать в университете, там проводились десятки экспериментов над людьми с дефектами речи, и Уэнделл Джонсон с энтузиазмом погрузился в работу. Многие из коллег-аспирантов заикались почти так же болезненно, как и он, и исследователи использовали друг друга в качестве подопытных.

В то время в Айове физиология стала излюбленным объяснением заикания. Ведущие профессора кафедры были уверены, что расстройство речи возникает из-за неправильно направленных сигналов мозга.

К 1937 году Уэнделл Джонсон стал амбициозным доцентом. Гипотеза его научной деятельности состояла в том, что: если заикание – это усвоенное поведение, то ему можно научиться и от него можно отучиться. Если заикание можно вызвать у нормальных детей, это станет доказательством обусловленной природы дефектного поведения.

Осенью 1938 года Уэнделл Джонсон нанял одну из своих аспиранток по клинической психологии, 22-летнюю Мэри Тюдор, для проведения именно такого эксперимента. Мэри должна была изучить, вопрос о том, может ли она внушить детям нечто, что вызовет у них дефект речи, то есть, в идеале – заикание?

Исследование Мэри Тюдор в приюте в Айове началось с отбора 22 испытуемых от 5 до 15 лет. Никому не сообщили о цели ее исследования. Дети и сотрудники приюта верили, что воспитанникам приюта предстоит пройти логопедическую терапию. В числе 22 испытуемых сирот 10 детей были отмечены учителями и надзирателями приюта, как заикающиеся еще до начала исследования.

Одну группу участников в процессе обучения всячески поощряли и хвалили за их способности к чтению и речи. Что же касается второй группы, их речь всячески высмеивалась и подвергалась жёсткой критике. В результате, у части здоровых детей из экспериментальной группы развилась сильная неуверенность в речи и признаки заикания. После окончания эксперимента заикание не сохранилось, однако дети остались застенчивыми и разговаривали с неохотой.

Стало очевидным, что никто не может «обучить» ребенка стать заикой. Однако Вы можете вызвать различные поведенческие комплексы, тики, неуверенность, страх проявлять себя, тревожность, застенчивость, аутичное поведение. Ребенка можно лишить естественной для него раскрепощенности и активности. Этому точно можно научить и закрепить в поведении ребенка. Хорошая новость лишь в том, что клиническое заикание не возникает. Оно либо существует, либо его нет.

После прекращения эксперимента Мэри Тюдор три раза возвращалась в приют, предпринимая попытки восстановить речь и самоуверенность пострадавших детей. 17 августа 2007 года 6 участников эксперимента получили компенсацию от штата Айова в размере $925,000
Ссылки:
  1. https://dzen.ru/a/Y2ufUGrfoh719f5B
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудовищный_эксперимент
  3. Tudor, Mary (1939). An Experimental Study of the Effect of Evaluative Labeling of Speech Fluency. University of Iowa