Блог - Исследования

Эксперимент с лайками в ленте фейсбука

Соцсеть на протяжении недели показывала сотням тысяч человек исключительно позитивные или негативные посты в лентах. Зачем это было нужно Facebook и почему компанию обвиняют в нарушении этических норм?

Современный этап деятельности социальных сетей требует максимизации ресурсов с целью оптимизации деятельности площадки и повышения релевантности контента пользователей. Компания Facebook применяет для этого различные эксперименты, среди которых числится тест эмоциональной реакции пользователей социальной сети на тот или иной материал. Так, еще в 2012 году на протяжении недели социальная сеть показывала сотням тысяч человек исключительно позитивные или негативные посты в лентах. Facebook таким образом пыталась отследить психологическое воздействие эмоционально окрашенных постов на настроение пользователей. И хотя и на этот раз Facebook формально не нарушила никаких пунктов своей информационной политики, новость об эксперименте вызвала смешанную реакцию у аудитории. Компания сообщила об проведенном эксперименте лишь 28 июня 2014 года, спустя 2 года, что и вызвало бурную реакцию у интернет-сообщества.

Результатом эксперимента, проводимого компанией Facebook, было получение следующих выводов:

  • было опровергнуто мнение отдельных ученых по психологии о том, что наблюдение пользователей за «успешной жизнью» друзей в социальных сетях — провоцирует личную депрессию;
  • положительные посты в ленте новостей — приводят к аналогичным положительным эмоциям человека не только в рамках социальной сети, но и в рамках обыденной жизни. Аналогичная ситуация с отрицательными постами в ленте новостей, которые провоцирует негативное настроение человека;
  • если зачищать ленту от эмоционально окрашенных постов, то человек становится «менее экспрессивным», к примеру, реже обновляет статусы;
  • как итог, с целью максимизации активности пользователей социальной сети, было принято решение изменить формат ленты новостей, где первые посты, как правило, наиболее эмоциональные и релевантные, что побуждает других пользователей проявлять аналогичную активность.

Результаты проводимого эксперимента не способны повлиять на массовую культуру. Однако повторение проводимых экспериментов уже в личных целях социальной сети или других заинтересованных лиц могут менять настроения общества, менять их предпочтения потребителей, включая такие сферы, как кино, музыка, искусство и спорт. Таким образом, манипуляция эмоциональным фоном пользователей социальной сети — эффективный инструмент, имеющий высокую степень значения, однако, противоречащий многим нормам этики сообщества.