Блог - Исследования

Скрипач в метро

Этот социо-психологический эксперимент провели вовсе не ученые, а журналисты. Американскому обозревателю «Вашингтон Пост» Джину Венгартену материал, описывающий этот эксперимент, принес в 2007-м году Пулитцеровскую премию.

Январским воскресным утром 2007-го года на станции метро L'Enfant Plaza в Вашингтоне появился ничем не примечательный человек с футляром от скрипки в руках. Мужчина в старой кофте и потертых джинсах встал в подземном переходе возле стены, как раз рядом с тремя мусорными баками и выходом в город.

Мужчина достал из футляра музыкальный инструмент, положил три долларовые бумажки на дно обшарпанного футляра для скрипки и начал играть произведения Баха. Все пространство перехода тут же заполнили звуки скрипичной музыки.

Эта станция метро расположена в даунтауне, в непосредственной близости от Белого дома. Выйдя из этого перехода, человек попадает в каменные джунгли правительственных зданий. Мэрия, различные департаменты и министерства, государственные представительства и фонды – офисы всех этих организаций расположены в нескольких высотных зданиях и отдельно стоящих особняках в округе.

В тихом и провинциальном (несмотря на статус столицы) Вашингтоне в это время здесь проходит до нескольких тысяч человек. Скрипач дал полноценный сорокаминутный концерт из лучших произведений Баха. За это время мимо него прошло чуть больше тысячи людей. К концу выступления в его футляре скопилось тридцать с лишним долларов. В последние минуты концерта к нему подошел один человек, который простоял неподалеку почти все выступление, и положил в футляр купюру в двадцать долларов. Он положил ее уже после выступления, поэтому в результатах эксперимента это вознаграждение не учли.

Спустя семь лет Джошуа Белл вернулся в метро Вашингтона. На сей раз он устроил концерт на станции Юнион Стейшн, причем концерт он давал вместе с еще девятью скрипачами из профессионального оркестра. Такое количество скрипок в метро тут же привлекло внимание зрителей и вскоре вестибюль метро превратился в огромную концертную площадку, на которой скопилось больше тысячи слушателей. Люди реагировали на необычную ситуацию, но не на саму музыку. По убеждению Белла концерт в метро 2007-го года не был услышан людьми из-за отсутствия активных слушателей. Музыкант считал, что для концерта важен не столько музыкант, сколько вовлеченный слушатель.

Скрипичный концерт в метро стал обсуждаться в СМИ по всему миру, стал поводом для огромной дискуссии по поводу того, что мы считаем искусством. Если подлинник любой картины из Лувра или Эрмитажа без рамы выставить в современной галерее искусства за сотню долларов, скорее всего, на нее нескоро найдется покупатель. Исключение составляют лишь те произведения искусства, которые настолько растиражированы, что их знает каждый.

Мы не замечаем красоту там, где не готовы ее увидеть. Этот эксперимент наглядно доказал эту простую истину. Человек начинает получать удовольствие от красоты только в тот момент, когда разрешает себе это. «Красота в глазах смотрящего» не только потому, что не все способны увидеть эту красоту, но в основном в том, что не все готовы разрешить себе ее видеть.