Блог - Исследования

Эффект ореола (оценивания)

Эффект ореола — это когнитивное искажение, вследствие которого человек составляет поверхностное и поспешное суждение о личности другого, основываясь на первом впечатлении или на самой выразительной черте характера.

Эффект ореола свойственен всем людям. С одной стороны, он облегчает нам жизнь, ведь намного проще присвоить ярлык по первому впечатлению, чем разбираться, вдумываться и составлять взвешенное мнение о чем-то. С другой — когда мы обманываем себя эффектом ореола, мы можем многое упустить из виду, ошибаемся в людях и совершаем неправильные покупки.

Нужно понимать, что это явление психики может искажать мнение об объекте и в положительную, и в негативную сторону. Поэтому крайне важно уметь составить положительное впечатление о себе или о своем бренде, для того чтобы быстрее наладить контакты и упростить коммуникацию.

“Первое впечатление имеет значение” - это утверждение Нисбетт и Уилсон подтвердили экспериментом в 1977 году.

Они разделили студентов на две группы и показали им разные записи лекций одного и того же преподавателя. В первой группе было показано видео, на котором преподаватель был приветлив и дружелюбен; в другой – на котором он был резок и груб. Затем студентов попросили оценить преподавателя по различным критериям: голос, акцент, внешний вид и др. Первая группа дала положительные оценки, вторая – отрицательные.

Потом студентам показали второе видео, но они так и остались при своём мнении, хоть и не могли это аргументировать. Этот случай иллюстрирует «эффект ореола» — влияние первого впечатления на дальнейшее отношение к чему-либо. Если сложившийся образ человека положительный, то при дальнейшем взаимодействии мы будем искать и находить в нём положительные черты, не замечая отрицательные. Эффектом ореола успешно пользуются знаменитости и бренды.

Вот несколько примеров того, как гало-эффект проявляется в разных ситуациях.

  • Собеседование. Одна из самых распространенных ошибок HR-ов — это предпочтение соискателя с более привлекательной внешностью. Логика такова: если человек красивый, значит он в той же мере и профессионален.

  • Покупка товара. Покупая смартфон, неопытный потребитель часто опирается на дизайн изделия. Таким образом, он ассоциирует красивый внешний вид товара с его функциональными особенностями.

  • Судейство. Суду присяжных сложнее вынести строгий приговор, если обвиняемый кажется милым и порядочным человеком.

  • Банковские услуги. Люди с большей вероятностью откроют счет в известном банке, даже если там предлагают менее выгодные условия, чем в не таком раскрученном банке.